|
|
Cократ родился в Афинах в 470г. и был в 399г. до Р.Х. приговорен к смерти через отравление. |
Завершение земного пути философа описано Платоном и Ксенофонтом. В обоих сочинениях описывается суд, приговор и смерть великого мудреца древности. Началось все с того, что раздражение властей по отношению к нему постоянно росло – толпы учеников у его ворот, среди которых были дети знатных и богатых граждан, пугали. Его обвинили в развращении молодежи, но главным образом – в богохульстве. Сам Сократ этого никогда не признавал и считал себя невиновным. |
Cпорщик, бессеребреник и воин. Вот некоторые его мысли. |
Я не афинянин, не грек, я гражданин мира. |
Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное. |
Удивление есть начало всякой мудрости. |
Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину. |
Если меня укусила собака или лягнул осел, я же не стану подавать на них в суд.
(Относительно пинков на улице во время споров и перебранок).
|
|
|
|
|
Самая популярная из известных фраз Сократа, высказанная относительно знания: «Я знаю только то, что ничего не знаю, однако иные не догадываются и об этом».
Сократ не учил, а пытался заставить человека извлечь истину, «родить ее» из собственного подсознания. Руководствовался он тем постулатом, что она предсуществует (была изначально), вечна, нерушима и постоянна. В одном из диалогов Платона есть фрагмент его беседы с учителем. Там он говорит, что продолжает дело матери с той лишь разницей, что помогает не женщинам, а мужчинам. При этом они порождают на свет не ребенка, а знание. Именно его он и считал краеугольным камнем, а его понимание – основной задачей философии как науки. Цель жизни Сократа состояла в поиске истины, которую он стремился найти во время дискуссий и бесед с учениками. Платон считал его своим учителем. Доказывал идею реинкарнации. Настоящая добродетель должна быть найдена в мыслительной жизни, так как мыслительная жизнь человека придает ему ценность (приобщает к свободе). «Добродетели можно научиться» - так обычно выражают представление Сократа. Она может быть предметом обучения, поскольку ею должен обладать тот, кто поистине постигает мыслительную жизнь. Библ. 18 (Мировоззрения греческих мыслителей).
Многие люди ныне не согласны с представлением Сократа – «Добродетели можно научиться». Доказательство тому – история развития человечества. Хотя людей постоянно воспитывают, наставляют, в том числе и в храмах, школах, человечество лучше не становится.
|
|
|
|