1. Спиноза гениально дал определение свободы для Бога – как свободной необходимости Его действий из Своей природы. Однако не смог, в силу эпохи, таким же образом сформулировать идею свободы и для человека – из свободной необходимости человека. Он не смог осознать в Евангелии «Вы Боги» (ИН 10:34), а в философском смысле – идею человека как микрокосма, в котором отражается весь Макрокосм. «Отдельный человеческий индивидуум не отделен фактически от мира. Он составляет часть мира, и связь с целым Космосом прервана не в действительности, а только для нашего восприятия», Выводы монизма.
2. Эдуард фон Гартман пишет, «что человеческое воление зависит от двух главных факторов: от побудительных причин и от характера». А далее: «Если считать всех людей одинаковыми или по меньшей мере различие между ними незначительным, то их воление предстает определенным извне, а именно - обступающими их обстоятельствами» - этим рассуждением отменяется первый фактор. Таким образом, Эдуард фон Гартман с одной стороны говорит о двух, причем главных, факторах воления, а на деле – об одном – о внешних обстоятельствах, и свобода в такой постановке вопроса невозможна. Он считает, что все люди почти одинаковы, фактически не признает неповторимой индивидуальности каждого человека. Эдуард фон Гартман прав - в нашей эпохе воление человека в значительной степени зависит от его характера.................................................................................................. Если Вам интересны эти ответы и Вы желаете прочитать их полностью, нажмите внизу надпись "Скачать".